Гойа."Прогулка по Андалузии".1777год.
На многих Картинах Гойи мы видим этих романтичных ,страстных и щегольски одетых женщин и мужчин.Это выходцы из обедневших провинциалов ,жители мадридских трущоб 18-19 веков.
Махи обитали во всех крупных городах. Но главной их резиденцией был Мадрид, вернее определенный квартал Мадрида – Манолерия. Мужчины были кузнецами, слесарями, ткачами, трактирщиками или промышляли контрабандой, торговлей в разнос, игрой.
Женщины содержали кабачки, чинили одежду и белье, торговали на улицах фруктами, цветами, разнообразной снедью; ни одна ярмарка, ни одно празднество не обходилось без их товара. Не гнушались они и тем, чтобы выманивать деньги у богатых мужчин.
Э.Моне .Юноша в костюме махо.
Махи не признавали иной одежды, кроме традиционного испанского наряда. Мужчины ходили в обтянутых штанах до колен, в башмаках с пряжками, короткой куртке с широким шарфом вместо пояса, в шляпе с огромными опущенными полями и никогда не расставались с длинным плащом – капой, со складным ножом – навахой и с толстой черной сигарой.
Гойа.Махи на балконе.
Женщины носили открытые туфли, вышитый, глубоко вырезанный лиф, перекрещенную на груди яркую шаль; в праздник они щеголяли кружевной мантильей и высоким гребнем. Частенько за левую подвязку у них был заткнут маленький кинжал.
Маха и махо не только одевались по-своему, у них были и свои особые обычаи, особые взгляды, особый язык. Махо чтил исконные испанские традиции и горой стоял за абсолютную монархию и духовенство, тогда как новых законов и указов не признавал. Занятие контрабандой он рассматривал как свою привилегию, для него было делом чести курить только контрабандный табак
Держал себя махо с достоинством и не любил зря болтать. Но, заговорив, он употреблял цветистые, высокопарные обороты; его хвастливость и фантастическое вранье служили для поэтов источником вдохновения и славились за пределами Испании.
Выставляемая напоказ аморальность жизни махос, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах.
Гойа .Портрет королевы Марии Пармской.
Гойа .портрет донны Изабель.1806г
Маха обнажённая.
Но самым интересной картиной Гойа является ."Маха одетая."
Гойа.»Маха одетая»1800-1805гг.Музей Прадо .Мадрид.
На картине мы видим женщину в облегающем костюме,словно в гареме восточного владыки:прозрачная блуза,шаровары,перехваченные широким поясом и короткие болеро не только не скрывали,сколько подчёркивали пышные формы.
Это тело ,дразнящее,искушающее,словно готово было скользнуть к зрителю,за рамки картины.Тени и изменяющие их полосы света,пробегали по платью и поясу,делая их свет переливчатым,неуловимым,беспокойным.
Доподлинно не известно,кто послужил моделью для картин.Наиболее распространённым является мнение,что натурщицей была герцогиня Альба,которую связывали с Гойей продолжительные отношения.
Испанские страсти.
Под рокот гитары, под треск кастаньет
Смеются прикрытые веером губы.
Наверное я не узнаю секрет –
За что эти губы мужчинам так любы.
От солнца и ветра щекам горячо.
Открыта для всех, но не всякий дерзает.
Смотрю завороженно на каблучок,
Который насквозь моё сердце пронзает.
Под взглядом спокойно-насмешливых глаз
Я выгляжу кроликом рядом с удавом.
Ей свыше дана несомненная власть,
Любви и свободы бесспорное право.
Как ливень внезапный бурна и свежа,
Танцуя идет грациозная маха.
Она вызывает тайфун и пожар,
Но вихрь и огонь замирают от страха.
И я всё равно благодарен любви,
Что смог испытать необычное счастье,
Что этот холодно-решительный вид
Во мне вызывает испанские страсти(авт.неизв)
Изменилось время,изменились люди.Но сохраняли в себе свою национальную самобытность. И даже слово сохранилось, в значении «симпатичный», хотя и не часто встречается.
Свежие комментарии