На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Женские страсти

40 596 подписчиков

Свежие комментарии

  • Tatyana Maranjyan
    Тактика соблазнения, а не соблазна .Тактика соблазна ...
  • Виктор Белогорцев
    самое шикарное зрелище сисястая, спящая на животе, а из подмышек соски торчатВ чём разница у ж...
  • владимир рябченко
    Оценивается возможность не дать ляльке умереть с голода... но большая грудь это не всегда достаток еды... а уж для но...В чём разница у ж...

«Зачем свекр принуждал невестку к … ?» Снохачество на Руси как патриархальная традиция

Семейные отношения на Руси в XIX веке многие считают буквально образцовыми. Строгий патриархат и разделение на ветви являются видимым образцом порядка и стабильности. У каждого в семье есть своя ниша, права и обязанности — все живут в мире и согласии.

При этом идеальной ситуация выглядит только со стороны. Многим подчинение старшим давалось с огромным трудом и считалось настоящим наказанием судьбы.

Снохачество на Руси — что стало причиной

До двадцатого века на Руси большая часть населения жила в сельской местности — 85% жителей страны были крестьянами или мелкими помещиками, не имеющими желания или возможности выехать в город. Старшим в семье становился всегда мужчина — самый мудрый, добившийся каких-то успехов или просто доживший до преклонных лет. Его власть в семье, которая могла состоять из трех или даже четырех поколений, всегда была безграничной.

Иногда чувство власти в мужчинах перерастало в чувство вседозволенности, из-за чего имели место криминальные ситуации. В частности порицание на общественном и даже законодательном уровне заслуживало снохачество — сожительство главы семьи с женщинами «младших поколений».

Развивалось снохачество в первую очередь из-за бедности — многие сыновья не имели возможности жить с женами отдельно, а потому оставались даже после свадьбы под опекой родительского крова. Особенно широко распространено снохачество было в XVIII-XIX веке.

Причиной снохачества было и отсутствие работы — заработок молодые мужчины могли искать буквально за тридевять земель, но брать с собой в путь супругу не имели возможности. Молодую жену оставляли дома под опекой отца, и те свободно сожительствовали с невестками.

Старшие мужчины к снохачеству склонялись не по ошибке — мол, проходила мимо, соблазнила и «так получилось». Нет, они умышленно подбирали в жены сыновьям молодых красивых девушек, рассчитывая на дальнейшую связь. Причем сыну в день свадьбы могло быть 12-13 лет, а его супруге уже 16-17 лет.

По родственным связям снохачество считалось инцестом, хотя кровной связи между свекром и невесткой не было. Преступление осуждалось обществом и церковью — в редких случаях, когда снохачество было доказанным, оно могло послужить причиной развода.

Как невесток склоняли к сожительству

Давние нравы предполагали, что в день свадьбы муж становится практически хозяином своей жены, а потому берет ее себе в дом. Приходя в чужую семью, молодая девушка старалась понравиться всем, но оставалась практически бесправной, ведь должна слушать не только мужа, но и всех старших.

Главы семейств пользовались своим положением — они специально принимали невестку враждебно, чтобы та пыталась получить благоволение всеми доступными способами. Если девушка не понимала, что от нее требуется, или осознанно рисковала отказывать свекру — тот загружал ее само грязной и тяжелой работой для усмирения характера. В иных случаях наказывал молодую девушку ее муж по поручению недовольного «поведением» невестки отца.

Родители девушке помочь не могли, так как принять дочь назад домой считалось в те времена достаточно постыдным. Значит больше никто и не возьмет. Девушкам приходилось терпеть домогательство «старших» и одаривать тех своей лаской, чтобы выжить в непростых условиях.

Владимир Маковский «Свекор»

Более смышленые пытались обернуть ситуацию себе в пользу, ведь за свою покорность перед свекром могли получать ценные подарки, красивые наряды и дополнительные дни отдыха от домашней работы.

Если о греховной связи узнавал муж, виновной всегда считалась женщина. Отца семейства винили очень редко, ведь его уважали и боялись.

Снохачество было настоящим бичом общества. Из-за него семьи часто распадались — молодые уходили жить к родителям жены, хотя это считалось очень постыдным. Снохачество способствовало и уменьшению количества населения — в семьях часто случались убийства на почве ревности или детоубийства, ведь плод от греховной связи девушка и ее свекор спрятать иным образом не могли.

Историческая справка

Вот какой рассказ был восстановлен по корреспонденции одного из жителей Орловской губернии:

«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты», сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась.

Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку».

Иногда подобные случаи приводили к настоящим драмам. Безгин пишет:

«В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае».

Михаил Зощенко «Волостной суд»

Ученый также отмечает, что отношение к снохачам по регионам было разным:

«В ряде мест, где снохачество было распространено, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему».

<…>По отзывам крестьян Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: «Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело»».

Как и когда на Руси прекратилось снохачество

Раздел земель в XIX веке поспособствовал распаду крупных семей — молодые могли получить свой участок и жить отдельно.  Именно это стало причиной постепенного исчезновения снохачества как социального явления.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх